-
Урок 1Открыть ИИС
-
Урок 2 Сейчас вы проходитеОткрыть брокерский счет
Открыть брокерский счет
До появления ИИС третьего типа одним из основных преимуществ брокерского счета для инвесторов была возможность вносить на счет не более 1 000 000 рублей за год. ИИС-3 устранил эти ограничения: инвестор может пополнять счет на любую сумму. Важным преимуществом брокерского счета перед ИИС является возможность беспрепятственно выводить средства со счета. В этом случае брокер сразу удержит налог, если в текущем году получен доход.
Поэтому брокерский счет более привлекателен для инвесторов, которые планируют регулярно выводить потенциальный доход со счета. При этом можно сочетать два вида счетов: ИИС-3 использовать для долгосрочных инвестиций и накоплений, а брокерский счет — для активной торговли.
Главный минус брокерского счета — нет налоговых вычетов как на ИИС. Но инвестор может воспользоваться льготой на долгосрочное владение бумагами (ЛДВ). Она распространяется только на ценные бумаги, которые инвестор приобрел с 1 января 2014 года и владеет ими не менее трех лет.
Что такое льгота на долгосрочное владение бумагами
Если инвестор продал ценные бумаги дороже, чем купил, с полученной прибыли он должен заплатить НДФЛ. Сумма, которая облагается налогом, рассчитывается по следующей формуле:
Сумма продажи активов – Сумма покупки актива – Комиссия брокера = Инвестиционная прибыль, которая облагается налогом
Сумма прибыли, с которой платится НДФЛ, также называется налоговой базой. Ее можно значительно сократить, если воспользоваться ЛДВ.
ЛДВ подойдет инвесторам, которые держат ценные бумаги больше трех лет. За каждый год государство дает налоговый вычет в размере 3 млн рублей. Таким образом, за три года вычет составит 9 млн рублей, за четыре года — 12 млн рублей и так далее. Именно на эту максимальную сумму может быть уменьшена налоговая база.
Например, инвестор купил акции компании в феврале 2020 года на общую сумму 3 млн рублей, а продал в марте 2024 года за 6 млн рублей. Его прибыль составила 3 млн рублей. При расчете ЛДВ берется целое количество лет. В данном примере — три года, то есть налоговый вычет составит 9 млн рублей. Поскольку доход инвестора составил всего 3 млн, он полностью покрывается льготой. НДФЛ в этом случае не взимается.
Условия получения ЛДВ
Льготой на долгосрочное владение могут воспользоваться только налоговые резиденты РФ, при этом бумаги можно переносить как между своими счетами, так и между брокерами — срок владения при переводе обнуляться не будет.
ЛДВ распространяется на следующие инструменты:
- российские акции, облигации и биржевые ПИФ, обращаемые на биржах РФ;
- инвестиционные паи ОПИФ, управляемые российскими управляющими компаниями.
ЛДВ не распространяется на следующие инструменты:
- паи закрытых и интервальных ПИФ, за исключением тех, что торгуются на биржах РФ;
- бумаги внебиржевого рынка;
- валютные операции;
- товарные сделки;
- операции с драгметаллами.
|
|
Брокерский счет |
ИИС-3 |
|---|---|---|
|
Количество счетов |
Сколько угодно |
Три |
|
Количество денег |
Неограниченно |
Неограниченно |
|
Налоги на доход |
13% с дохода по итогу каждого года или при закрытии счета; есть льгота на долгосрочное владение |
При закрытии счета после минимального срока владения действует освобождение от налога суммы до 30 000 000 рублей |
|
Налоги на дивиденды |
Есть |
Есть, на них не распространяются вычеты |
|
Валюта пополнения |
Рубли, доллары США, евро |
Только рубли, покупка акций иностранных компаний ограничена |
|
Вывод прибыли |
В любой момент |
Минимум через пять лет (или меньше, если учитывается срок владения ИИС одного из двух прошлых типов). Если закрыть счет раньше, пропадет право на налоговый вычет |
|
Срок действия |
Не ограничен |
Не ограничен, но не менее минимального срока владения (для пользования льготами) |